В работе над ошибками все слова пишутся со строчной буквы ( кроме имен
собственных) , без запятых !
№ 1. Пропуск букв, замена буквы.
Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни пропущенную или неправильно
написанную букву.
№ 2. Перенос слов.
Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ма-лень-кий. Если
слово не переносится, то слово пишется целиком
№ 3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи.
Напиши слово правильно. Придумай ещё 2 слова с этим же сочетанием.
Подчеркни сочетание. Например: жираф , живот, жил
№ 4. Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
№ 5. Оформление предложения.
Напиши предложение с большой буквы, поставь точку.
№ 6. Знаки препинания в предложении ( . ? ! )
Напиши все предложение правильно. Нужный знак подчеркни
№ 7. Орфограмма - словарные
слова: написать это слово , записать еще 2-3 слова с таким же корнем. Корень
выделить, орфограмму подчеркнуть. Если невозможно подобрать однокоренные
слова (слово не изменяется), тогда пишем слово 3 раза и выделяем
орфограмму.
№ 8. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ
В КОРНЕ СЛОВА, проверяемая ударениием. Выписываем это слово, через тире подбираем
проверочное слово с ударением в корне. Корни выделяем, ударение ставим,
безударную гласную подчеркиваем. Проверочное слово можно записывать первым, так
видно, какую гласную надо писать в безударном положении. Проверочным словом
будет то, где ударение падает в корень!
№ 9. Парные звонкие и глухие
согласные в корне слова. Выпиши слово. Подбери к нему проверочное слово. Выдели
корни. Делай так: гриб - грибы, шубка - шуба. Орфограмму подчеркивай.
№10. Орфограмма
- непроизносимые
согласные в корне слова: записать это слово, подобрать проверочное (в котором этот согласный
четко слышится, выделить корень, букву подчеркнуть.
№ 11. Правописание предлога со
словом.
Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.
Делай так: в лесу, в (густом) лесу, в (чём?) лесу.. Предлог подчеркни.
Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.
Делай так: в лесу, в (густом) лесу, в (чём?) лесу.. Предлог подчеркни.
№ 12 . Ь - показатель мягкости согласного звука. ( В конце слова или между двумя
согласными) Выпиши слово, подчеркни согласную, которую смягчает ь, одной
чертой. Ь - двумя чертами. Если после мягкого знака стоит согласная, ее тоже
подчеркни одной чертой. Напиши еще два слова с таким Ь. Например, пальто,
конь , кольцо
№ 13. Разделительный Ь - Напиши слово, отметь корень, в
котором пишется ь. Подчеркни согласную и гласную, которые разделяет ь. Ь
подчеркни двумя чертами. Запиши еще 2 слова с разделительным ь, выделяя
орфограмму. Например: вьюга, друзья, медвежья
№ 14. Разделительный Ъ.
Напиши слово правильно. Выдели
приставку, корень. Подчеркни буквы, на которые оканчивается приставка и
начинается корень. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Делай так: съезд,
объявление, съел.
№ 15. Ошибка в выделении
корня слова: Написать 3 однокоренных слова ( со строчной буквы через
тире), корень выделить
№ 16 . Ошибка в выделении окончания: записать это слово и
еще 2-3 формы этого слова ( со строчной буквы через тире), окончание выделить. Не
путайте форму слова и однокоренные слова! Это разные понятия!
№ 17. Ошибка в определении и
написании суффикса. Запиши слово. Выдели окончание (для этого измени слово), выдели корень (для
этого подбери однокоренные слова). Оставшаяся часть между корнем и окончанием
будет являться суффиксом. Выдели этот суффикс. Запиши еще два слова с этим суффиксом
№ 18. Суффиксы -ОНОК и -ЁНОК . Запиши слово. Выдели корень.
Посмотри , на какой звук оканчивается корень. Если на твердый согласный (
ж,ш) или на звук Ч- пишем ОНОК. Если корень оканчивается на мягкий
согласный, то пишем суффикс ЕНОК. Выдели суффикс, запиши еще 2 слова с
таким же суффиксом. ( суффикс выделяем)
№ 19. Суффиксы -ИК и
-ЕК. Измени слово ( нет чего?), запииши это слово со
словом нет Если гласный звук сохранился, значит,
в слове должен быть суффикс -ИК. Запиши слово, суффикс выдели. Если при
изменении слова гласный пропал, "убежал", то пишем суффикс -ЕК .
Суффикс выделяем, букву подчеркиваем.
Например: ключИК ( нет
ключИКа), кусочЕК ( нет кусочКа)
Если в слове два суффикса ОЧ и ЕК ,
то выделяем два суффикса, ставим ударение, безударный суффикс подчеркиваем и
проверяем его
№ 20. Правописание приставок.
Выпиши слово. Выдели сначала корень,
потом приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Например: полетели,
побежали, потянули. Приставку выделяй.
№21. Сложные слова.
Выпиши слово. Выдели корни.
Подчеркни соедительную гласную. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай
так: водовоз, самолёт, пароход.
№ 22 . Состав слова. Выпиши слово. Разбери его по
составу. ( Сначала окончание, потом основа, потом корень, потом суффикс или
приставка - если есть)
№ 23. Определение членов предложения.
Выпиши предложение.
Если ошибка в главных членах предложениях , выпиши
подлежащее и сказуемое с вопросами в одну строку. Подчеркни. Перенести
подчеркивания в предложение.
Например, ( кто?) люди ( что делают?) работают
Если ошибка в определении
второстепенных членов: Сначала подчеркни грамматическую основу предложения.
Потом выпиши нужное слово (где ошибка) с вопросом. По вопросу определи член
предложения. Подчеркни. Перенеси подчеркивания в предложение.
Например : работают (чем?) граблями
№ 24. Определение частей речи. Выпиши
слово. Если это самостоятельная часть речи, то поставь его в начальную
форму с вопросом. По вопросу определи часть речи.
Например: на востоке - ( что?)
восток - имя сущ., ( что делают?) гуляют - глагол, ( какой?) синий - имя
прил. Не путайте
части речи и члены предложения!
Если это служебная часть речи, запиши ее, посмотри по
лэпбуку или по памятке, определи часть речи, запиши еще две такие части
речи. Например, и - (союз), но, а, или
№ 25. Определение рода имен
существительных. Выпиши имя существительное. Если надо, поставь его в начальную форму. Если
существительное единственного числа, то подставь вспомогательные слова: он,
она, оно. Запиши род. Например, сырость (она) - ж.р., на свете - свет(
он) - м.р., шоссе ( оно) -ср.р.
Если существительное
множественного числа, поставь его сначала в единственное число, а потом
определи род. Например, краями - края( они, мн.ч.) - край (он, м.р.)
№ 26 . Ь после шипящих на конце имен существительных.
Запиши слово, определи род. Вспомни правило. Запиши еще два слова с такой же
орфограммой. Подчеркни орфограмму во всех словах.
Например, ключ
( м.р.) меч мяч
глушь ( ж.р.) мышь
брошь
№ 27. Определение падежа имени
существительного
- найти слово, к которому относится
имя существительное
- задать вопрос: сначала смысловой
(что поясняет это слово), потом падежный
- по падежному вопросу определить
падеж
- для проверки подставить
вспомогательное слово
Например:
неверно определен падеж в слове на
собак.
Выписываем: жаловался ( на
кого? ) на собак - В.п., ( вижу) собак
неверно определен падеж в слове сестры :
Выписываем: книга (чья? кого?)
сестры - Р.п., ( нет) сестры
Если это именительный падеж, то надо записать это
существительное, подчеркнуть его как подлежащее и рядом написать сказуемое.
Например:
( что?) снег ( что
делает?) идет ( падеж записать сверху
над подлежащим)
·
Орфограмма№ 28 "Удвоенная согласная в корне слова" - выписать слово, подчеркнуть
орфограмму. Записать еще одно - два однокоренных слова. Если это имя, записать еще два слова с такой же удвоенной
согласной. Орфограмму подчеркнуть.
o
Орфограмма № 29 - Правописание суффикса - ОК
Выписать слово, поставить ударениие,
выделить суффикс. Подчеркнуть орфограмму. Запиисать еще два слова с таким же
суффиксом. Орфограмму выделить графически.
o
Орфограмма №30. Правописание суффиксов -ИЦ , -ЕЦ
Записать слово, выделить суффикс,
указать род, записать еще два слова с такм же суффиксом .
Например, братЕЦ ( м.р.) красавЕЦ
певЕЦ
красавИЦа ( ж.р.) лужИЦа ящерИЦа
o
Орфограмма № 31. Правописание
сочетаний -ИЧК -ЕЧК
Записать слово, определить ,
от какого слова образовано,. Если от слова на -ИЦА, пишем -ИЧК, если от слова
не на ИЦА, то пишем _ЕЧК. Записать еще два слова на эту орфограмму .
Сочетание подчеркнуть.
Например: книжЕЧКа ( книжка) брошЕЧКа
( брошка) нянЕЧКа (няня)
пуговИЧКа ( пуговица)
луковИЧка ( луковица)
o
Орфограмма № 32. Правописание сочетаний -ИНК -ЕНК
Записать слово, определить ,
от какого слова образовано,. Если от слова на -ИНА, пишем -ИНК, если от
слова на НЯ, то пишем _ЕНК. Сочетания подчеркнуть.
Например: башЕНКа - башНЯ
соломИНКа - соломИНА
· № 33. Определение склонения имени существительного
Записать
слово, поставить его, если нужно, в начальную форму: И.п., ед.ч.,
выделить окончание, определить род.. По окончанию и роду определить склонение.
Например:
на машине ( что? машина- ж.р., 1 скл.)
·
Орфограмма № 34. Правописание падежных окончаний имен
сущствительных ед.числа.
Поставь слово в начальную форму ( И.п., ед.ч), по окончанию и роду
определи склонение. Вспомни слово-помощник этого склонения, подставь его,
выдели ударное окончание. Напиши нужное слово с таким же окончанием, как в
слове-помощнике.
Например, ошибка в окончании слова в кастрюле.
(Что? кастрюля- ж.р.- 1 скл.) в земле - в
кастрюле
Можно объяснить написание окончания с помощью падежа ( если знаешь наизусть
таблицу падежных окончаний каждого склонения)
Например, ошибка в окончании слова в кастрюле.
(Что? кастрюля- ж.р.- 1 скл.) В чём? (П.п) в кастрюле.
№ 35. Существительные
1 склонения в форме родительного падежа
множественного числа с шипящим на конце. Запиши слово, подчеркни шипящий,
выдели нулевое окончаниие, без Ь. Укажи падеж, число. Запии еще два слова с
этой орфограммой
Например: туч –
Р.п., мн.ч. (много) туч, задач, встреч
№ 36.Правописание окончаний
существительных на -ий, - ие, - ия
Запиши
слово, выдели окончание И (напиши в
скобках слово в И.п., - ИЯ( -ИЙ,-ИЕ) подчеркни).
Укажи падеж.
Например: в
армии ( армия) – П.п. Запиши еще два слова с этой орфограммой
№ 37. Правописание окончаний имен
прилагательных. Выпиши прилагательное
вместе с именем существительным, от которого оно зависит. Поставь вопрос от
существительного к прилагательному. Посмотри на окончание в вопросе. Выдели его.
Такое же окончание будет в прилагательном. Например: в море ( каком?) синем. Запиши еще два слова с этой орфограммой
Гласные в окончаниях
прилагательных: о/е, и/ы,
а/я, у/ю
В Родительном
падеже мужского и среднего рода- оконание – ОГО , -ЕГО
Например, моря (какого?) синего – Р.п., ср.р. Запиши еще два слова с этой орфограммой
№ 38. Окончания существительных и прилагательных после щипящих и буквы ц. Запиши
слово, поставь ударение, выдели окончание. (Под ударением пишется О, без
ударения- Е). Запиши еще два слова с этой орфограммой
№ 39. Качественные прилагательные. Запиши
прилагательное. Докажи, что оно качественное ( подставь слово САМЫЙ/ запиши его
с суффиками -ОВАТ-ЕВАТ или -ЕНЬК/ придумай антоним.
Например: красивый ( кач. прил.) – самый красивый,
красивенький, красивый - страшный
№ 40. Краткая форма качественных прилагательных. Запиши прилагательное с вопросом ( каков?,
какова?, каково?, каковы?), выдели окончание, определи род ( или мн. число)
В мужском роде подчеркни беглые
гласные О или Е, если они есть. Если
прилагательное оканчивается на шипящий, подчеркни шипящий, выдели нулевое
окончание.
Например: какова? красива ( ж.р., ед.ч.), гибок
( м.р., ед.ч.), вечен, свеж, могуч
№ 41. Относительные имена
прилагательные. Запиши прилагательное
с именем существительным. Объясни, от
какого слова оно образовалась. Выдели корни.
Например: сосновая ветка- ветка сосны ,
кирпичный дом- дом из кирпича, стиральный порошок- порошок для стирки.
№ 42. Удвоенная буква на стыке корня
и суффикса. Суффикс ЕНН. Суффиксы
АН/ЯН, СК . Запиши слово. Объясни, как оно образовалось. Выдели корень и
суффикс. Запиши еще два слова с этой орфограммой
Например, туманный = туман + н , сонный = сон + н, утренний = утро + енн,
матросский= матрос+ ск, шерстяной= шерсть + ян. Исключения: стеклянный,
оловянный, деревянный
№ 43. Притяжательные
имена прилагательные. Запиши прилагательное с вопросом ( чей, чья, чье,
чьи?). Выдели суффикс. ( ИН, ЫН, ИЙ,
ОВ(ЕВ) ) Запиши еще два слова с этой орфограммой
Например: хвост
(чей?) лисий ( притяж.), волчий, заячий
№ 44. Ь в притяжательных именах прилагательных .
Запиши слово с вопросом, укажи, что это притяжательное прилагательное.
Подчеркни ь, выдели окончание. Запиши еще два слова с этой орфограммой
Например: у норы (чьей?) лисьей ( притяж.) ,
медвежьей, заячьей
№ 45. Суффиксы –ИН и –ЫН
в притяжательных прилагательных. Запиши слово с вопросом, укажи, что
это притяжательное прилагательное. Подчеркни букву перед суффиксом. Если это
буква Ц , пишем - ЫН, в других случаях пишем – ИН. Запиши еще два слова с этой
орфограммой
Например: (чей?) синицын ( притяж.), курицын,
лисицын, тетин, дядин, мамин.
№ 46. Знаки препинания при однородных членах предложения. Выписать предложение. Подчеркнуть грамматическую основу. Если однородные члены являются главными ( подлежащим или сказуемым), составить схему. Расставить нужные знаки в соответствии со схемой.Если однородные члены - второстепенные, то выписать их с одним вопросом, на который они отвечают. Подчеркнуть. Перенести подчеркивания в предложение. Составить схему. Расставить нужные знаки в соответствии со схемой.
№ 47. Правописание И и Ы после Ц: В корне пишется И ( исключения: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц, цыкнул) . В окончаниях пищется Ы.
Выписываем слово, выделяем ту часть, где находится нужная буква. Если это корень- пишем И , если окончание- Ы. Если это слово - исключение, то укаазываем это в скобках.
Запиши еще два слова с этой орфограммой
Например, цирк , циркуль, цилииндр.
цыган ( искл.) цыпленок цыц
курицы спицы ножницы
Комментариев нет:
Отправить комментарий