Работа над ошибками

    В работе над ошибками все слова пишутся со строчной буквы ( кроме имен собственных) , без запятых !

    1. Пропуск букв, замена буквы.
    Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни пропущенную или неправильно написанную букву.
    № 2. Перенос слов.
    Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ма-лень-кий. Если слово не переносится, то слово пишется целиком
    № 3. Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи.
    Напиши слово правильно. Придумай ещё 2 слова с этим же сочетанием. Подчеркни сочетание. Например: жираф , живот, жил

    № 4. Большая буква в именах собственных.
    Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

    № 5.  Оформление предложения.
    Напиши предложение с большой буквы, поставь точку.
    № 6. Знаки препинания в предложении ( . ? !  )
    Напиши все предложение правильно. Нужный знак подчеркни

    № 7. Орфограмма - словарные слова: написать это слово , записать еще 2-3 слова с таким же корнем. Корень выделить, орфограмму подчеркнуть. Если невозможно подобрать однокоренные  слова (слово не изменяется),  тогда пишем слово 3 раза и выделяем орфограмму.

    № 8. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА, проверяемая ударениием. Выписываем это слово, через тире подбираем проверочное слово с ударением  в корне. Корни выделяем, ударение ставим, безударную гласную подчеркиваем. Проверочное слово можно записывать первым, так видно, какую гласную надо писать в безударном положении. Проверочным словом будет то, где ударение падает в корень!
    № 9. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.  Выпиши слово. Подбери к нему проверочное слово. Выдели корни. Делай так: гриб - грибы, шубка -  шуба. Орфограмму подчеркивай.
    №10.  Орфограмма - непроизносимые согласные в корне слова: записать это слово, подобрать проверочное (в котором этот согласный четко слышится, выделить корень, букву подчеркнуть. 

    № 11.  Правописание предлога со словом.
    Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.
    Делай так: в лесу, в (густом) лесу, в (чём?) лесу.. Предлог подчеркни. 

    № 12 . Ь - показатель мягкости согласного звука.  ( В конце слова или между двумя согласными) Выпиши слово, подчеркни согласную, которую смягчает ь, одной чертой. Ь - двумя чертами. Если после мягкого знака стоит согласная, ее тоже подчеркни одной чертой. Напиши еще два слова с таким Ь. Например, пальто, конь , кольцо

    № 13. Разделительный Ь - Напиши слово, отметь корень, в котором пишется ь. Подчеркни согласную и гласную, которые разделяет ь. Ь подчеркни двумя чертами. Запиши еще 2 слова с разделительным ь, выделяя орфограмму. Например: вьюга, друзья, медвежья

    № 14. Разделительный Ъ.
    Напиши слово правильно. Выдели приставку, корень. Подчеркни буквы, на которые оканчивается приставка и начинается корень. Запиши ещё 2 слова на это правило.
    Делай так: съезд, объявление, съел.

    № 15. Ошибка в выделении корня слова:  Написать 3 однокоренных слова ( со строчной буквы  через тире),  корень выделить
    № 16  . Ошибка  в выделении окончания: записать это слово и еще 2-3 формы этого слова ( со строчной буквы через тире), окончание выделить. Не путайте форму слова и однокоренные слова! Это разные понятия! 
    № 17. Ошибка в определении и написании суффикса.  Запиши слово. Выдели окончание (для этого измени слово), выдели корень (для этого подбери однокоренные слова). Оставшаяся часть между корнем и окончанием будет являться суффиксом. Выдели этот суффикс.  Запиши еще два слова с этим суффиксом
    № 18.  Суффиксы  -ОНОК и -ЁНОК . Запиши слово. Выдели корень. Посмотри , на какой звук оканчивается корень. Если на твердый согласный ( ж,ш) или на звук Ч- пишем ОНОК. Если корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем суффикс ЕНОК. Выдели  суффикс, запиши еще 2 слова с таким же суффиксом. ( суффикс выделяем)
     № 19. Суффиксы  -ИК и -ЕК. Измени слово ( нет чего?), запииши это слово со словом  нет  Если гласный звук сохранился,  значит, в слове должен быть суффикс -ИК. Запиши слово, суффикс выдели. Если при изменении слова гласный пропал, "убежал", то пишем суффикс -ЕК . Суффикс выделяем, букву подчеркиваем. 
    Например: ключИК ( нет ключИКа), кусочЕК ( нет кусочКа)
    Если в слове два суффикса ОЧ и ЕК , то выделяем два суффикса, ставим ударение, безударный суффикс подчеркиваем и проверяем его
    № 20. Правописание приставок.

    Выпиши слово. Выдели сначала корень, потом приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой. Например: полетели, побежали, потянули. Приставку выделяй.
    №21.  Сложные слова.
    Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни соедительную гласную. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Делай так: водовоз, самолёт, пароход.
    № 22 .  Состав слова.  Выпиши слово. Разбери его по составу. ( Сначала окончание, потом основа, потом корень, потом суффикс или приставка - если есть)
    № 23. Определение членов предложения.
    Выпиши предложение.
    Если ошибка в главных членах предложениях , выпиши подлежащее и сказуемое с вопросами в одну строку. Подчеркни. Перенести подчеркивания в предложение.
    Например, ( кто?) люди ( что делают?) работают

    Если ошибка в определении второстепенных членов: Сначала подчеркни грамматическую основу предложения. Потом выпиши нужное слово (где ошибка) с вопросом. По вопросу определи член предложения. Подчеркни. Перенеси подчеркивания в предложение.
    Например : работают (чем?) граблями
    № 24. Определение частей речи. Выпиши слово. Если это самостоятельная часть речи, то поставь его в начальную форму  с вопросом. По вопросу определи часть речи. 
    Например: на востоке - ( что?) восток - имя сущ., ( что делают?) гуляют - глагол, ( какой?) синий - имя прил. Не путайте части речи и члены предложения!
    Если это служебная часть речи, запиши ее, посмотри по лэпбуку или  по памятке, определи часть речи, запиши еще две такие части речи. Например, и - (союз), но, а, или
    № 25. Определение рода имен существительных. Выпиши имя существительное. Если надо,  поставь его в начальную форму.  Если существительное единственного числа, то подставь вспомогательные слова: он, она, оно. Запиши род. Например, сырость (она) - ж.р., на свете - свет( он) - м.р., шоссе ( оно) -ср.р.   
     Если существительное множественного числа, поставь его сначала в единственное число, а потом определи род. Например, краями - края( они, мн.ч.) - край (он, м.р.)
    № 26 . Ь после шипящих на конце имен существительных. Запиши слово, определи род. Вспомни правило. Запиши еще два слова с такой же орфограммой. Подчеркни орфограмму во всех словах.
     Например, ключ ( м.р.) меч мяч
                         глушь ( ж.р.) мышь брошь
    № 27.  Определение падежа имени существительного 
    - найти слово, к которому относится имя существительное
    - задать вопрос: сначала смысловой (что поясняет это слово), потом падежный 
    - по падежному вопросу определить падеж
    - для проверки подставить вспомогательное слово

    Например: 
    неверно определен падеж в слове на собак. 
    Выписываем:  жаловался ( на кого? ) на собак - В.п., ( вижу) собак
    неверно определен падеж в слове сестры :
    Выписываем: книга (чья? кого?) сестры - Р.п., ( нет) сестры
    Если это именительный падеж, то надо записать это существительное, подчеркнуть его как подлежащее и рядом написать сказуемое.
    Например:
    ( что?) снег ( что делает?) идет           ( падеж записать сверху над подлежащим)

    ·         Орфограмма№ 28  "Удвоенная согласная в корне слова" - выписать слово, подчеркнуть орфограмму. Записать еще одно - два однокоренных слова. Если это имя,  записать еще два слова с такой же удвоенной согласной. Орфограмму подчеркнуть.
    o   Орфограмма № 29 - Правописание суффикса - ОК
     Выписать слово, поставить ударениие, выделить суффикс. Подчеркнуть орфограмму. Запиисать еще два слова с таким же суффиксом. Орфограмму выделить графически. 
    o   Орфограмма №30. Правописание суффиксов -ИЦ , -ЕЦ
    Записать слово, выделить суффикс, указать род, записать еще два слова с такм же суффиксом .
    Например, братЕЦ ( м.р.) красавЕЦ  певЕЦ
                        красавИЦа ( ж.р.) лужИЦа   ящерИЦа
    o   Орфограмма № 31.  Правописание сочетаний  -ИЧК  -ЕЧК
    Записать слово,  определить , от какого слова образовано,. Если от слова на -ИЦА, пишем -ИЧК, если от слова не на ИЦА,  то пишем _ЕЧК. Записать еще два слова на эту орфограмму . Сочетание подчеркнуть.
    Например: книжЕЧКа ( книжка)  брошЕЧКа ( брошка)  нянЕЧКа (няня)
    пуговИЧКа ( пуговица)  луковИЧка ( луковица)

    o   Орфограмма № 32. Правописание сочетаний  -ИНК  -ЕНК
    Записать слово,  определить , от какого слова образовано,. Если от слова на -ИНА, пишем -ИНК, если от слова  на НЯ,  то пишем _ЕНК. Сочетания  подчеркнуть.
    Например: башЕНКа - башНЯ
                        соломИНКа - соломИНА
    ·        № 33. Определение склонения имени существительного
    Записать слово, поставить его, если нужно, в начальную форму: И.п., ед.ч., выделить окончание,  определить род.. По окончанию и роду определить склонение.
    Например:  на машине ( что? машина- ж.р.,  1 скл.)
    ·                    Орфограмма № 34. Правописание падежных окончаний имен сущствительных ед.числа.
    Поставь слово в начальную форму ( И.п., ед.ч),  по окончанию и роду определи склонение. Вспомни слово-помощник этого склонения, подставь его,  выдели ударное окончание. Напиши нужное слово с таким же окончанием, как в слове-помощнике.
    Например,  ошибка в окончании слова в  кастрюле.
    (Что? кастрюля- ж.р.- 1 скл.)   в земле  - в кастрюле

    Можно объяснить написание окончания с помощью падежа ( если знаешь наизусть таблицу падежных окончаний каждого  склонения) 
    Например,  ошибка в окончании слова в  кастрюле.
    (Что? кастрюля- ж.р.- 1 скл.)  В чём? (П.п) в кастрюле.

    № 35. Существительные 1 склонения  в форме родительного падежа множественного числа с шипящим на конце. Запиши слово, подчеркни шипящий, выдели нулевое окончаниие, без Ь. Укажи падеж, число. Запии еще два слова с этой орфограммой
    Например: туч –  Р.п., мн.ч. (много) туч, задач, встреч
    № 36.Правописание окончаний существительных на -ий, - ие, - ия
    Запиши слово, выдели окончание  И (напиши в скобках слово в И.п., - ИЯ( -ИЙ,-ИЕ)  подчеркни). Укажи падеж.
    Например: в армии ( армия) – П.п. Запиши еще два слова с этой орфограммой
    37. Правописание окончаний имен прилагательных. Выпиши  прилагательное вместе с именем существительным, от которого оно зависит. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. Посмотри на окончание в вопросе. Выдели его. Такое же окончание будет в прилагательном. Например: в море ( каком?) синем. Запиши еще два слова с этой орфограммой
    Гласные в окончаниях прилагательных:  о/е,  и/ы,  а/я,  у/ю
    В Родительном падеже мужского и среднего рода- оконание – ОГО , -ЕГО
    Например, моря (какого?) синего – Р.п., ср.р.  Запиши еще два слова с этой орфограммой

    № 38. Окончания существительных  и прилагательных после щипящих и буквы ц. Запиши слово, поставь ударение, выдели окончание. (Под ударением пишется О, без ударения- Е). Запиши еще два слова с этой орфограммой
    № 39. Качественные прилагательные. Запиши прилагательное. Докажи, что оно качественное ( подставь слово САМЫЙ/ запиши его с суффиками -ОВАТ-ЕВАТ или   -ЕНЬК/ придумай антоним.
    Например: красивый ( кач. прил.) – самый красивый, красивенький, красивый - страшный
    № 40.  Краткая форма  качественных прилагательных.   Запиши прилагательное с вопросом ( каков?, какова?, каково?, каковы?), выдели окончание, определи род ( или мн. число)
    В мужском роде подчеркни беглые гласные  О или Е, если они есть. Если прилагательное оканчивается на шипящий, подчеркни шипящий, выдели нулевое окончание.
    Например: какова? красива ( ж.р., ед.ч.), гибок ( м.р., ед.ч.), вечен, свеж, могуч
    № 41. Относительные имена прилагательные.  Запиши прилагательное  с именем существительным. Объясни,  от какого слова оно образовалась. Выдели корни.
     Например: сосновая ветка- ветка сосны , кирпичный дом- дом из кирпича, стиральный порошок- порошок для стирки.
    № 42. Удвоенная буква на стыке корня и суффикса. Суффикс ЕНН.  Суффиксы АН/ЯН, СК . Запиши слово. Объясни, как оно образовалось. Выдели корень и суффикс. Запиши еще два слова с этой орфограммой
    Например, туманный = туман + н , сонный = сон + н, утренний = утро + енн,
    матросский= матрос+ ск, шерстяной= шерсть + ян. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

     № 43.  Притяжательные имена прилагательные. Запиши прилагательное с вопросом ( чей, чья, чье, чьи?). Выдели  суффикс. ( ИН, ЫН, ИЙ, ОВ(ЕВ) ) Запиши еще два слова с этой орфограммой
    Например:  хвост (чей?) лисий ( притяж.), волчий, заячий
    № 44. Ь в притяжательных именах прилагательных . Запиши слово с вопросом, укажи, что это притяжательное прилагательное. Подчеркни ь, выдели окончание. Запиши еще два слова с этой орфограммой
    Например: у норы (чьей?) лисьей ( притяж.) , медвежьей, заячьей
    № 45. Суффиксы –ИН   и  –ЫН в притяжательных прилагательных. Запиши слово с вопросом, укажи, что это притяжательное прилагательное. Подчеркни букву перед суффиксом. Если это буква Ц , пишем - ЫН, в других случаях пишем – ИН. Запиши еще два слова с этой орфограммой

    Например: (чей?) синицын ( притяж.), курицын, лисицын, тетин, дядин, мамин.

    № 46. Знаки препинания при однородных членах предложения.  Выписать предложение. Подчеркнуть грамматическую основу. Если однородные  члены являются главными ( подлежащим или сказуемым), составить схему.  Расставить нужные знаки в соответствии со схемой.Если однородные члены  -  второстепенные, то выписать их с одним вопросом, на который они отвечают. Подчеркнуть. Перенести подчеркивания в предложение.  Составить схему. Расставить нужные знаки в соответствии со схемой.

    № 47. Правописание И и Ы после Ц: В корне пишется И ( исключения: цыган, цыпленок, цыпочки, цыц, цыкнул) . В окончаниях пищется Ы.
    Выписываем слово, выделяем ту часть, где находится нужная буква. Если  это корень- пишем И , если окончание- Ы. Если это слово - исключение, то укаазываем это в скобках. 
     Запиши еще два слова с этой орфограммой
    Например, цирк , циркуль, цилииндр.
    цыган ( искл.) цыпленок цыц
    курицы  спицы ножницы 

Комментариев нет:

Отправить комментарий